Электрогитара – от зарождения джаза до современности

Электрогитара – от зарождения джаза до настоящего

Гитара – атмосферный музыкальный инструмент, способный коснуться струн души. Говоря о современных направлениях и стилях, стоит отметить одну из его разновидностей – электрогитару. В статье речь пойдет о происхождении электрогитары, ее видах и конструкции – о том, что может заинтересовать как начинающего, так и опытного музыканта.

Электрогитара 1 - MUZARENA.COM.UA

Как появилась электрогитара?

История электрогитары насчитывает около ста лет и уходит корнями в Америку. Там же в 20-х годах прошлого века начал зарождаться джаз – новаторское течение музыки. Это дало толчок появлению джазовых оркестров, в состав которых входили фортепиано, контрабас, барабаны и духовая секция.

Несмотря на то, что в это время гитара уже успела показать разнообразие своих возможностей, внедрить ее в оркестр оказалось задачей не из простых. Звуки, которые она издавала, были негромкими и терялись в общей мелодии. Вот тогда и возникла идея с помощью электрического способа придать громкости инструменту.

Так в 1924 году Ллойд Лоэр (Lloyd Loar) – инженер гитарной фабрики  Gibson стал экспериментировать с сенсором, благодаря которому вибрации корпуса преобразовывались в электрические сигналы. К сожалению, это не дало желаемого результата, потому в практике такой метод своего применения не нашел. Существует также версия, что Лоэр на тот момент уже не являлся сотрудником фабрики и не имел возможности внедрения в массовое производство своих разработок.

30-е годы

Таким образом, появившиеся в 1931-м на рынке первые электрогитары были производства Electro String Company – ее основателями считаются Пол Барт, Жорж Бошам и Адольф Рикенбекер. В дальнейшем компания стала называться в честь последнего – Rickenbacker. Стоит добавить, что легендарные Битлз использовали гитары этого производства.

Первая электрогитара абсолютно не походила на те модели, которые мы привыкли видеть сейчас. Она имела алюминиевый корпус круглой формы и внешне напоминала банджо. Также существует информация, что корпус этого инструмента изготавливали из дерева. Некоторые музыканты в шутку называли его frying pan, что переводится как сковородка. Сегодня это коллекционный экземпляр – настоящая редкость.

Электрогитара 2 - MUZARENA.COM.UA

И хоть популярность такого вида электрогитары росла буквально с каждой минутой, запатентовать изобретение удалось не сразу, а только спустя 6 лет. Бюро, выдававшее патенты в то время, имело сомнения касаемо целесообразности использования звукоснимателей. Также к моменту получения патента на эту электрогитару на рынке появились модели других производителей.

На инструменте Rickenbacker использовался звукосниматель, принцип работы которого применим и в современных электрогитарах. Вокруг магнита наматывалась катушка из медной проволоки. Колеблющиеся струны, попадая в магнитное поле, вырабатывали в катушке индукционный ток, подающийся на вход звукового усилителя. Как правило, для работоспособности звукоснимателя применялись струны из стали или никеля.

В 30-х годах прошлого века популярность электрогитар буквально взмыла вверх. Наиболее распространены были представители фирмы Gibson, особенно Gibson L-5 и Gibson ES-150, а также Gibson Super 400 – ее название произошло от высокой цены – $400. До сих пор некоторые виды современных электрогитар имеют такие же конструкционные особенности, как их предшественники 30-х годов.

40-е годы

После того как инструмент наконец-то стало слышно в оркестре, он перешел из класса аккомпанирующих в класс солирующих. В начале 40-х годов Мадди Уотерс (Muddy Waters) сумел фактически перевернуть представление об электрогитаре в жанре блюз. Однако у усиления звука появился побочный эффект в виде проблем с обратной связью, так называемым feedback.

Вероятно, многие знакомы с неприятным свистящим звуком, если поднести к динамику микрофон, подающий усилительный сигнал? Этот эффект наблюдался с электрогитарами. Также их корпусы могли резонировать от звучания остальных инструментов, от усиления которых рождались другие посторонние звуки.

Чтобы устранить подобные проблемы, приходилось прибегать к некоторым способам: прикрывать пластиковой панелью вырез в деке для понижения уровня звуков извне. Другим же вариантом было изготовление резонансного корпуса инструмента меньших размеров. Таким примером стала Gibson ES-335 1958 года выпуска, ширина корпуса которой составляла всего 4 см.

Электрогитара 3 - MUZARENA.COM.UA

50-е годы

Так продолжалось до начала 50-х годов, после чего наступило новое поколение электрогитар, именуемых «досками». Корпус изготавливался из цельного куска дерева, что исключало резонирование. В этот же период на рынке инструментов появился новый бренд – Fender, а его первенцем стала модель Esquire, которая позднее была переименована на Telecaster.

Чем характеризовались «доски»? Так называемая Hollow body electric guitar имела пустотелый корпус, и в обиходе музыканты прозвали ее джазовой моделью. Таким образом, проблема обратной связи решилась частично, к тому же у электрогитар из цельного куска древесины было жестче звучание.

Стал лучше и сустейн – под этим музыканты подразумевают период звучания ноты, струны или звука с самого момента звукоизвлечения и до полного затихания. Жесткая конструкция таких электрогитар обеспечивает выше сустейн, поскольку глушит колебания струн в меньшей степени, нежели резонирующий корпус, отнимающий внушительную часть механической энергии.

Производство гитар Fender не стояло на месте, и на свет появилась чаще всего копируемая и наиболее удачная модель в истории электрогитар – Stratocaster. После была выпущена бас-гитара – принципиально новый инструмент, не имевший ни одного аналога на рынке.

Популярность джазовых оркестров постепенно угасала, уступая пьедестал рок-н-роллу.

60-е годы

Во второй половине 60-х особенно популярными стали эксперименты со звуком. Разного рода искажения, считавшиеся ранее помехами, приобрели значимость художественных элементов, и звучание электрогитар изменилось буквально до неузнаваемости.

Гитаристы использовали перегруз, благодаря которому создавался эдакий специфический жужжащий звук, чем можно объяснить упадок интереса к Stratocaster. Распространено в это время было использование хамбакеров – звукоснимателей с более мощным выходным сигналом. Так зародился новый стиль – тяжелый рок.

70-е годы

Окончательно сформировалась электрогитара в 70-х годах, а спустя десятилетие на рынке появились новые корпорации, выпускающие инструмент, такие как B.C. Rich, Jackson, Kramer, Hamer. Эти фабрики брали за основу конструкции электрогитар, предложенных их предшественниками, совершенствуя их.

В результате возник «суперстрат» – инструмент, напоминающий формой Stratocaster, но имеющий в разы более удобный доступ к последним ладам. Увеличилось и само количество ладов – до 24, а в некоторых моделях и до 30, также использовались разные конфигурации применения звукоснимателей.

Своеобразным китчем среди музыкантов в это время была оригинальная форма электрогитары. На звук она не влияла, а вот на сцене выглядела эффектно, например, как Gibson Flying V или Gibson Explorer.

Электрогитара 4 - MUZARENA.COM.UA

Также гитары изготавливались на заказ – и здесь не было предела совершенству! Корпусы имели вид дракона, американского флага, топора викингов… Насколько удобно играть на таких инструментах – дело исключительно субъективное, но нужное впечатление они все же производили, как и задумывалось изначально.

Классификация электрогитар

Исходя из особенностей применения, этот инструмент можно разделить на следующие категории:

  • Ритм-гитара. Используется для исполнения партий ритма, чаще всего в тандеме с ритм-секцией. Характеризуется более густым и насыщенным звуком, особенно в нижнем диапазоне.
  • Бас-гитара. Имеет плотное и низкое звучание, благодаря чему обеспечивается ритмическое сочетание с ударными. Такой вид электрогитар – основа для создания гармонии композиции.
  • Соло-гитара. Звук, издающий инструмент, и его эргономика в целом предназначены для скоростных исполнений – с приданием каждой отдельной ноте более четкого звучания. Оно характеризуется резкостью, то есть «прорезанием» общей композиции.
  • Полуакустическая электрогитара. Изготавливается не из цельного куска дерева, как предыдущие виды гитар, а имеет внутри корпуса полость – резонатор. Характеризуется слабым звучанием в отдельном использовании, но благодаря своим акустическим «способностям» заняла особое место в джазе и блюзе. Стоит отметить и ее меньший вес, по сравнению с предыдущими видами электрогитар.

Если классифицировать гитары по форме их корпусов, то среди наиболее популярных стоит выделить такие виды.

Telecaster

Электрогитара 5 - MUZARENA.COM.UA

Инструмент производства компании Fender. Для модели характерна округлость изгибов, обеспечивающих свободный доступ к верхним ладам. Корпус изготовлен из цельного куска дерева, к нему прикреплен гриф без накладки, а также фиксированный бридж, гарантирующий надежность строя. Классический образец электрогитары оснащен парой синглов с переключателем на 3 позиции, более усовершенствованная версия использует хамбакер.

В зависимости от звукоснимателя, для такого типа гитары характерно два звучания – блюзовый теплый тембр и Telecaster country twang – режущий яркий тон. Среди прочих особенностей модели – способность имитации звучания акустической гитары. Наиболее подходящие жанры для использования: блюз, инди-рок и кантри.

Stratocaster

Электрогитара 6 - MUZARENA.COM.UA

Еще одна нашумевшая и самая известная гитара фабрики Fender. Изначально задумывалась как улучшенная версия предыдущей модели, но в результате не стала ее заменителем, а нашла своих поклонников.

Усовершенствованная конструкция Stratocaster характеризуется узнаваемой формой с двухсторонними вырезами. Также она оснащена третьим звукоснимателем и дополнительной ручкой, изменяющей тон. Панель управления у этой модели стала в разы удобнее, поскольку позволила менять звучание буквально в моменте. Еще одной немаловажной особенностью Stratocaster является оригинальное тремоло.

Удобная форма, переключатель на 5 позиций и звукосниматели обеспечивают электрогитару широким диапазоном звучания, начиная от блюза и завершая современными стилями музыки. Она прекрасно подходит для использования в направлениях рок и поп-рок.

Superstrat (Super Stratocaster)

Электрогитара 7 - MUZARENA.COM.UA

Модель является одной из наиболее поздних вариаций своей предшественницы. Ее корпус имеет заостренную форму и активные хамбакеры, а не синглы. Помимо этого, у Superstrat сложная система тремоло, увеличенное количество ладов и узкий гриф.

Из-за конструкционных особенностей большинство гитар на 7 и 8 струн изготовлены именно в такой форме. Наиболее удачные жанры для использования Superstrat – «шред-стили» и хард-рок, что обусловлено плотным и мощным звучанием такой электрогитары.

Les Paul

Электрогитара 8 - MUZARENA.COM.UA

Модель из 50-х годов производства Gibson. В отличие от образцов фабрики Fender, Les Paul имеет вклеенный гриф, за счет чего обеспечивается восхитительный сустейн и более теплое звучание. Несмотря на то, что первые модели Les Paul производились с двумя сингловыми звукоснимателями, впоследствии их оснастили хамбакерами, и теперь эта комплектация считается стандартной.

Такой вид электрогитар достаточно увесист и тяжел, изготовлен из красного дерева, нередко с использованием кленового топа. Наиболее популярный вид отделки корпуса инструмента – «под золото». Теперь слово Goldtop приобрело нарицательное значение и используется в отношении такого вида гитары. Струны в ней закрепляются в верхней части корпуса, бридж со струнодержателем, фиксированный. Лучшие жанры для использования: рок, соул, поп-музыка и рок-н-ролл.

SG

Электрогитара 9 - MUZARENA.COM.UA

Модель фирмы Gibson начала 60-х, которая, по сути, является версией Les Paul с двумя вырезами. В этом виде электрогитары гриф прикреплен к корпусу выше, что открывает простой доступ к верхним ладам. Сам корпус инструмента тоньше, изготовлен из цельного куска дерева, потому и получил название Solid Guitar – сокращенно SG.

Стандартная конфигурация предусматривает пару звукоснимателей по типу хамбакера. Наиболее подходящие жанры музыки для этого вида гитары – рок и софт-рок.

Flying V

Электрогитара 10 - MUZARENA.COM.UA

Стимулом для производства модели стало огромное желание фабрики Gibson сконструировать уникальную электрогитару, имеющую футуристический внешний вид и предназначенную для игры в стиле рок и металл.

Первенцы Gibson Flying V изготавливались из корины с мензурой 24,75”, а также обеспечивались двумя хамбакерами. Для этой модели был характерен бридж с креплением струн, проходящих через весь корпус инструмента. Специфическая форма электрогитары облегчила доступ к верхним ладам, особенно для игры стоя. Лучше всего Flying V звучит в тяжелом роке.

Explorer

Электрогитара 11 - MUZARENA.COM.UA

Концепция этой модели производства Gibson схожа с предыдущим видом электрогитары. Она рассчитана для игры в стиле тяжелый рок, оснащена двумя керамическими хамбакерами и бриджем Tune-o-matic.

Устойчивый строй и футуристичный дизайн нашли своих поклонников среди именитых гитаристов, таких как Джеймс Хэтфилд из Metallica, Эдж  из U2 и Аллен Коллинз из Lynyrd Skynyrd.

Double Cut

Электрогитара 12 - MUZARENA.COM.UA

Любые виды электрогитар, имеющие двойной вырез, можно отнести к типу Double Cut. Потому и звучание у каждой из форм будет разным. Зачастую, говоря о таких инструментах, подразумевают модели компании PRS. Они и по звучанию, и внешне очень похожи на Les Paul, но есть одна деталь, отличающая их – это верхний вырез.

Jazzmaster 

Электрогитара 13 - MUZARENA.COM.UA

Главной особенностью модели является скошенная дека, специально разработанная для исполнения джазовой музыки. Широкие звукосниматели позволяют Jazzmaster издавать плотные и глубокие звуки.

Массивный корпус такого инструмента имеет смещенный баланс и обеспечивает комфорт во время игры сидя. Электрогитара обладает двумя режимами – ритм и соло – и удлиненной ручкой тремоло. Кстати, сама система тремоло без винтов для фиксации.

И хоть у джазменов эта модель не пользовалась популярностью, свое применение она и по сей день нашла в композициях других музыкальных жанров, таких как пост-рок, панк и гранж.

Jaguar

Электрогитара 13 - MUZARENA.COM.UA

Классическая модель этого бренда производства Fender – 22-ладовая электрогитара с 610 мм длиной натяжения струн и короткой мензурой. Конструкция предполагает кнопку, которая предназначена для отсечения низких частот. Это обеспечивает в Lead-режиме яркий и отчетливый звук.

Также электрогитара оснащена более узкими синглами с «зубчатыми» наружными экранами, что позволяет воспроизводить композиции в разных стилях.

Конструкция электрогитары и принцип ее работы

Упрощенно устройство электрогитары подразумевает наличие корпуса и грифа. Разберем более детально, что включает в себя каждая из частей инструмента.

Голова грифа

На голове грифа (headstock) размещаются:

  • ретейнеры, прижимающие к верхнему порожку струны;
  • колки, с помощью которых настраиваются струны;
  • отверстие для доступа к гайке анкерного стержня.

При отсутствии головы грифа устройство колкового механизма выглядит иначе и располагается со стороны струнодержателя на корпусе.

Шейка грифа

Имеет сзади закругленную форму, так называемый профиль, и спереди игровую поверхность с ладами, которая разделена порожками. Передняя часть грифа, именуемая накладкой (fingerboard, fretboard), закруглена в поперечном сечении. Как правило, лады изготавливаются из сплава, устойчивого к истиранию – нейзильбера. Количество ладов у разных видов электрогитар отличается, но чаще всего это 21, 22 или 24 лада.

Мензура

Еще одна немаловажная часть гитарного грифа, которая подразумевает расстояние от опоры струны на струнодержателе до верхнего порожка. Чем оно больше, тем ниже частоты способна воспроизвести струна. Традиционные размеры мензуры – 24.75, 25, 25.5 дюймов.

Анкерный стержень, находящийся внутри грифа, регулирует его прогиб, спровоцированный натяжением струн.

Корпус

Корпус электрогитары – это цельнодеревянная деталь, которая зачастую представляет собой склейку из двух или более частей древесины. На нем располагается бридж – нижний порожек, струнодержатель, звукосниматель,  а также детали управления электроникой. В их число входит гнездо TS 1/4”, используемое для подключения инструмента в усилитель, и потенциометры тона и громкости.

Струнодержатели и звукосниматели

Струнодержатели могут быть жесткими или разных конструкций тремоло. Последние обеспечивают понижение или повышение струн посредством рычага, при этом пружины тремоло компенсируют натяжение струн. Звукосниматели бывают однокатушечные и двухкатушечные, так называемые хамбакеры для шумоподавления.

Корпус и гриф крепятся между собой при помощи клея и шурупов, образовывая в результате сквозной гриф – монолитную конструкцию.

Принцип работы электрогитары

Металлическая струна, которая колеблется в магнитном поле звукоснимателя, изменяет его, что обеспечивает в катушке звукоснимателя электродвижущую силу. Переменное движение усиливается и подвергается преобразованию внешними устройствами. Ими выступают усилитель и гитарные педали. Таким образом и создается звучание инструмента.

Хотите выбрать наиболее удачный вид и форму электрогитары? Обратитесь в музыкальный интернет-магазин «МузАрена». Опытные консультанты предоставят исчерпывающую информацию и помогут вам принять правильное решение. Не отказывайте себе в удовольствии – побалуйте душу меломана качественным звуком из «МузАрена»!

Поделись с друзьями

Пока еще нет комментариев, Вы можете быть первым.

Добавить комментарий